Организация образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития
в инклюзивном классе начального уровня образования
.
Шахмаева С.И. - учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МКОУ Кыштовской СОШ №2.
Детям с задержкой психического развития, поступающим в школу, свойственны некоторые особенности. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Так же им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Особенно они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Это все накладывается на ослабленное состояние их нервной системы.
На предоставленном видеоматериале мы можем увидеть работу детей 3 и 4 класса в условиях инклюзии.
В 3 классе обучаются два ребёнка со статусом ЗПР: девочка по программе 7.1 и мальчик по программе 7.2.
Девочка, 2008 года рождения, была оставлена на повторное обучение в 1 классе, в 2019 г. по решению ТПМПК переведена на программу 7.1. В 3 классе была условно переведена, но не ликвидировала академическую задолженность и оставлена на повторное обучение по заявлению матери.
Она замкнута, молчалива, преобладающее пассивное отношение к происходящему. Несмотря на то, что в данном классе занимается первый год, она адаптировалась в коллективе и не испытывает трудностей в общении с детьми и учителем. На переменах с удовольствием играет с ребятами.
Учебная деятельность, в основном, проявляется в виде самостоятельной работы под контролем учителя. Очень плохо запоминает правила и не может применить их на практике. Вычислительные действия осуществляет при помощи памяток, задачи решает с затруднением. Устные ответы даёт односложные, хотя техника чтения отработана на хорошем уровне. Чтобы ликвидировать пробелы учитель проводит коррекционную работу, используя работу по алгоритму, индивидуальный подход.
Мальчик, 2008 года рождения, был оставлен на повторное обучение в 1 классе. В 3 классе был условно переведен, но не ликвидировал академическую задолженность и оставлен на повторное обучение по заявлению матери. По решению ТПМПК переведен на программу 7.2 в 2018 г.
В учебной деятельности не самостоятелен, требует постоянной помощи учителя. Вычислительные действия выполняет с опорой на наглядность, таблицу умножения запомнить не может; с большим трудом решает задачи; чтение слоговое, пишет медленно, допускает много ошибок; правила запомнить не может и применять их не умеет. В зависимости от настроения может отказаться от выполнения классной работы, вызывает необходимость постоянного контроля и внимания со стороны учителя. Но при этом мальчик достаточно активен, беззаботен, всегда улыбается, любит работать на публику, что привело к тому, что на видео он выглядит более успешным. Тему «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз" он усвоил, благодаря находкам учителя при проведении данной вычислительной операции. Ребёнок вовлекается в парную и групповую работу на занятиях по предмету «Окружающий мир». Обучающийся высказывает свои мысли, участвуя в защите совместно созданного проекта по теме «Поведение в транспорте». Таким образом, можно видеть, что ребёнок ориентируется в окружающем мире, обучается правилам поведения.
В 4 классе обучаются два ребёнка со статусом ЗПР по программе 7.1. Мальчик, 2007 года рождения, был оставлен на повторное обучение во 2 классе по заявлению законного представителя. В 2017 году он по решению ТПМПК переведен на программу 7.1.
Программу русского языка усваивает, а по математике любой вид работы вызывает затруднения: с трудом решает задачи, таблицу сложения и вычитания воспроизводит с использованием наглядного материала, устный счёт не получается.
Преобладает пассивное, равнодушное отношение к происходящему, часто замыкается в себе. Друзей в классе мало. Для вовлечения ребёнка в работу класса и налаживания более тесного взаимодействия обучающихся учитель организует парную и групповую работу, в процессе которой дети распределяют роли между собой и действуют в соответствии с ними. Ребёнок ЗПР участвует в работе на равных, чувствует себя свободно.
Девочка, 2008 года рождения, обучается в данном коллективе с 1 класса. При поступлении в школу девочка была молчалива, замкнута, на контакт с учителем шла с трудом. В конце первого года обучения находилась в реабилитационном центре г.Татарска, где и закончила учебный год. Контакт с учителем наладился к середине второго года обучения. В 2019 г. в 3 классе по решению ПМПК переведена на программу 7.1.
На данный момент девочка чувствует себя уверенно, она общительна, есть друзья среди одноклассников. Программу русского языка и математики усваивает с большим трудом. Учитель при работе с этими детьми использует активные методы и приёмы обучения: работа у доски, вставки пропущенных слов и букв, взаимопроверку, работу по алгоритму, работу с бланковыми методиками.
Обучающиеся комфортно чувствуют себя среди одноклассников, активно включаются в групповую работу, участвуют в защите проектов. Таким образом, благодаря кропотливой работе учителя, у детей наблюдается значительный прогресс в развитии.
Комментарии
Оставьте комментарий